Наверх

Как обанкротить фонд капремонта

Краткосрочная программа активистов

26.02.2018
Анна Семенова

В конце января местные громкие «общественники» – ОНФ и «ЖКХ-контроль» – проводили мероприятия, где, в том числе, обсуждались проблемы реализации региональной программы капремонта. Приезжали в Иваново всякие громогласные тетеньки из Москвы, сурово грозили пальчиком местным чиновникам и депутатам, а ОНФовская Светлана Калинина даже назвала конкретный срок – месяц, который общественники вроде как дают региональным властям, чтобы те навели порядок в программе капремонта.

Месяц прошел, и что мы имеем? Кучу проблем и реальные перспективы завалить программу капремонта, и не последнюю роль в этом завале играют те самые энтузиасты-общественники. Понятно, что власти до последнего будут делать хорошую мину при плохой игре: им нельзя говорить, что всё плохо – выборы президента на носу, потом губернатора выбирать и депутатов областной думы. Но и со стороны общественников никаких шевелений не наблюдается, или они почему-то направлены в сторону, противоположную заявленной на мероприятиях ОНФ и «ЖКХ-контроля».

Смотрите: была у нас трехлетняя программа по капремонту. По разным причинам (о которых чуть позже) из почти 1500 запланированных к ремонту домов было отремонтировано немногим больше 1200, а 285 домов перешли на 2018 год. И вот 26 января была утверждена новая трехлетняя программа, объем которой еще больше – 1887 МКД. Из них 490 на 2018 год.

Еще в прошлом году на разных совещаниях звучала информация о финансовых проблемах фонда капремонта – мол, недофинансирование программы катастрофическое, и если так пойдет дальше, то через пару-тройку лет фонд обанкротится, и что надо бы как-нибудь помочь ему из областного бюджета. Особенно забавно эти предложения звучали из уст сопредседателя местного ОНФ Дмитрия Сафонова, который хоть и возглавляет комиссию по ЖКХ, сам за капремонт не платит – на данный момент, по нашей информации, долг господина Сафонова за капремонт составляет более 10 тысяч рублей. Но это так, фантики.

Причины финансовых проблем фонда капремонта понятны. Во-первых, в Ивановской области минимальный размер взноса за капремонт изначально установлен ниже минимального предела, а все повышения никак не покрывают роста стоимости стройматериалов и работ. Для сравнения: по рекомендованному расчету Минстроя размер минимального взноса для Ивановской области – более 10 рублей, по факту мы имеем прошлогодние 6,40 с квадратного метра – недофинансирование, как минимум, на треть. Плюс собираемость составляет порядка 88%.

Повышать минимальный взнос на капремонт сейчас никто не будет. Как минимум, до 18 марта. А потом, даже если и повысят, то незначительно, копеек на 50 с квадратного метра, что, естественно, проблем не решит. До экономически обоснованного уровня взнос вряд ли поднимут потому, что это вызовет социальный взрыв – а в нынешнем году это никому не нужно.

Это изначально заложенное недофинансирование, которое исчисляется сотнями миллионов рублей, можно восполнить только одним способом: субсидированием разницы в платежах из областного бюджета. Но этот вопрос, понятное дело, на уровне региона даже не ставится: денег в областном бюджете не хватает на субсидирование тарифов на коммунальные услуги, а тут какой-то капремонт. Приезжавшая в Иваново Светлана Калинина из центрального штаба ОНФ, видимо, об этом не знала, потому что на совещании 24 января буквально с ножом к горлу пристала к председателю комитета ИОД по ЖКХ Александру Фомину, требуя немедленно выделить из бюджета региона недостающие деньги. Выглядело это весьма забавно.

Ну ладно, этот путь выравнивания положения в сфере капремонта нам недоступен по субъективным причинам. Есть и другой: сокращение программы капремонта. И этот путь также, кстати, рекомендован федеральной повесткой ОНФ и «ЖКХ-контроля», и, что более существенно, Минстроем. Сокращать программу можно за счет более корректной оценки состояния домов, и за счет исключения из нее домов, которые по факту являются аварийными, хотя не признаны таковыми. Таких «недоаварийных» домов у нас в области сотни – как правило двухэтажки, построенные в 1930-1960-х годах, дышащие на ладан и грозящие обрушиться в любой момент. Тем не менее, муниципалитеты не спешат признавать их аварийными – с момента получения домом статуса у администрации автоматически возникает обязанность расселить жителей и предоставить им нормальное жилье. Денег на это нет даже в областном центре, не говоря уже о других городах и районах.

Та же Калинина из ОНФ в конце января в окружении соратников (во главе с тем же Сафоновым) разве что ботинком по столу не стучала, требуя провести ревизию программы и убрать из нее дома, которые нужно признавать аварийными, чтобы не тратить на них деньги попусту. Прошел месяц – тишина. Никаких движений в эту сторону не сделали ни муниципалитеты, ни департамент ЖКХ. Точно так же не проведена оценка состояния домов, включенных в краткосрочную программу, которую проводить надо было еще вчера – нередко в ней были обозначены не те виды работ, которые надо выполнять в первую очередь. Какой смысл ремонтировать фасад при текущей крыше? С этой проблемой столкнулись жители многих домов. Но, по нашим данным, ни одного общего собрания по смене вида работ в этом году проведено не было.

Отсюда вывод: очевидно, программа капремонта на 2018 и последующие два года опять не будет выполнена, и это невыполнение заложено изначально. Понимают ли это власти? Кто же их знает, спросите о чем-нибудь полегче... В декабре произошла смена в руководстве департамента ЖКХ, сферу ЖКХ отдали новому заместителю председателя правительства области Александру Шаботинскому. Может, списать все происходящее на то, что относительно новые люди не успели сориентироваться в обстановке? Вряд ли, ведь Шаботинский давно входит в состав попечительского совета областного фонда капремонта. В общем, объяснить олимпийское спокойствие региональных властей сложно. Как и факт, что наши всегда и во всем разбирающиеся «эксперты» точно так же сидят на попе ровно.

Другой момент, напрямую влияющий на выполнение, а точнее – невыполнение программы капремонта, связан с подрядчиками. Напомню: фонд капремонта собирает деньги, заказывает сметы, расплачивается с подрядчиками, а программу капремонта (перечень домов и виды работ) определяет департамент ЖКХ совместно с муниципалитетами, департамент же определяет круг подрядчиков, проводит конкурсные процедуры.

Так вот, среди подрядчиков есть особо талантливые организации, которые либо выполнят работы некачественно, либо получают аванс – 30% от стоимости работ – и уходят в банкротство. Или не уходят – но работы не выполняют.

В 2016 году фонд капремонта по итогам конкурса заключил договор почти на 10 млн рублей с ООО «Юнистрой» (ИНН 3711040158, п. Лежнево, ул. Фабричная, д. 20/3) на проведение капремонта 10 домов в населенных пунктах Ивановской области. Выполнены и оплачены работы только по двум – и то с замечаниями, в том числе по расхождению между сметными показателями и фактическими объемами работ. Капремонт фундамента дома в поселке Мугреевский, например, выполнен на 10%, ремонт фасада дома в Заволжске – на 70%. Не выполнены пор работы даже на тех домах, которые надо было сдать в 2016 году. Более того: сейчас встает вопрос, каким образом эта ОООшка будет выполнять свои обязательства по договору – с августа 2017 года она лишилась членства в СРО, а значит, выполнять работы по капремонту не имеет права. По-хорошему, фонду капремонта надо расторгать с этим «Юнистроем» договор, проводить обследование объектов, снова заказывать смету (это дополнительные расходы), а департамент ЖКХ должен будет снова проводить конкурс… Бред и мрак, но факт.

Казалось бы – вот оно, поле деятельности наших общественников: лови за руку горе-подрядчиков, которые тратят на ветер деньги собственников. Но нет, не царское дело: представители ОНФ говорят, что требования к подрядчикам надо снижать, уменьшать лоты, чтобы даже мелкие частники могли получить доступ к конкурсам на выполнение работ. В результате реестр добросовестных подрядчиков насчитывает сегодня более 30 мелких фирм и фирмочек. Особенно усердствует в этом Павел Нечаев, руководитель регионального отделения «Общества защиты прав потребителей – собственников жилья», недавно вошедший в состав правления фонда капремонта. Активиста Нечаева можно понять: он сам является учредителем небольшой строительной фирмы – ООО «Трудовик». А соучредителем малопонятной общественной организации, которую он возглавляет, является некто Давыдов Сергей Александрович, являющийся учредителем аж трех фирм, занимающихся строительством и ремонтом: ООО «Стройкомплекс», ООО «Строительная компания «МКМ» и ООО «Фортуна». Нечаевское «Общество защиты прав потребителей» даже зарегистрировано там же, где и одна из контор Давыдова (ООО «Фортуна») – на ул. Носова, дом 35/20, офис 21. Конечно, все это может быть просто совпадением, но что-то слабо верится. Такое впечатление, что, пользуясь случаем, определенные товарищи пытаются монетизировать свое положение в органах управления фондом капремонта.

Помнится, с год назад тот же Дмитрий Сафонов соглашался: крупных подрядчиков проще контролировать, требовать соблюдения норм и выполнения гарантийных обязательств. Правда, теперь, говорят, он продвигает другую идею: один дом – один подрядчик, и нечего в один лот включать 10 домов. Хотя на семинаре «ЖКХ-контроля» представители Ярославской или Владимирской областей заявили: уже не знают, что делать с десятками неподконтрольных подрядчиков, фактически срывающих выполнение программы капремонта. А у нас люди, входящие в попечительский совет и правление фонда капремонта, лоббируют интересы таких мелких подрядчиков, чуть ли не однодневок.

В общем, дорогие ивановцы, надо быть морально готовым к тому, что если так все будет идти дальше, программа капитального ремонта в ближайшие годы (возможно, месяцы) будет капитально завалена. И хоть меняйте директоров фонда пачками – хоть на Петрова, хоть на Сидорова, хоть на того же Сафонова (злые языки говорят, что сопредседатель ОНФ уверен: это «вкусное» место, и буквально из кожи лезет, чтобы его занять), – денег больше не станет ни в фонде, ни у граждан, ни в областном бюджете. Если кто-нибудь не примет адекватное ситуации волевое решение, так и будет продолжаться, пока фонд капремонта не обанкротится (а по его обязательствам, напомню, отвечает учредитель – правительство Ивановской области).

Вот радость-то настанет для общественных активистов – будет на чем попиариться...
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


  • Добрый день! Разъяснения по вопросу банкротства регоператора:
    Согласно части 2.1 ст. 178 ЖК РФ, введеной Федеральным законом от 20.12.2017 N 399-ФЗ и вступившей в силу 20.12.2017, региональный оператор не может быть признан несостоятельным (банкротом). Субъект Российской Федерации, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации.
  • Валерий Фокин 26.02.2018 13:18
       Будем надеяться, что такие вот говорливые и громогласные комиссарши из Москвы типа С. Калининой в будущем с ножом к горлу подойдут к местному сопредседателю д. сафонову и спросят: "Ты чего парень? У тебя на еду не хватает? Экономишь на копеечных платежах?". А уж в директора Фонда его сватать - так совсем смешно.

Вернуться к списку новостей